Гофман о музыке

"...Смелое сравнение, что старинная итальянская музыка соотносится с новой немецкой так же, как собор Святого Петра со Страсбургским собором, надо, пожалуй признать очень удачным.
Величественная пропорциональность размеров первого возвышает душу, тогда как при осмотре Страсбургского собора невольно овладевает чувство странного смутного беспокойства, и посетитель поражается невероятной смелости линий, устремляющихся ввысь, странному соединению пестрых фигур и украшений. Но даже само это беспокойство рождает некое чувство предвосхищения неизвестного, чудесного, и дух послушно следует за видениями, в которых ему чудится неземное и бесконечное. Именно таково впечатление чисто романтического начала в музыке Моцарта и Гайдна. Отсюда становится понятным, почему современным композиторам трудно написать что-нибудь духовное в строгом стиле старых итальянских маэстро.
Я вовсе не хочу сказать, что новейшим музыкантам недостает истинной благочестивой веры, укрепляющей и вдохновляющей старинных композиторов к созданию истинно святых звуков, но у них нет того самоотречения и той гениальности. В чем, как не в простоте, более всего выражается гений! Но кто в то же время откажется щегольнуть всеми сторонами своего таланта и удовольствуется похвалой одного ценителя, хотя бы этот ценитель и обладал истинным пониманием искусства?..."